Руководство командой разработчиков программного обеспечения

         

Ступени роста


Лидерство, в первую очередь, — это эффективно управлять своей собственной жизнью и только потом другими людьми.

Стивен Кови выделяет три ступени развития личности:

1.Зависимость. Человек рождается не эффективным и полностью зависимым от окружения. На оси зрелости зависимость выражена ты-парадигмой — ты обо мне заботишься; ты справляешься с чем-то ради меня; ты не справился; в неудаче я обвиняю тебя.

2. Независимость выражена я-парадигмой — я могу это сделать; я несу ответственность; я полагаюсь на самого себя; я могу выбирать Личное лидерство, независимость — это наиважнейшие достижения человека в жизни. Некоторые философские учения видят в независимости высшую точку развития человека.

3. Взаимозависимость выражена мы-парадигмой — мы можем это сделать; мы можем взаимодействовать; мы можем, объединив наши способности и возможности, создать вместе что-то более значительное. Синергия.

Лидерские способности человека на 80% определяются коэффициентом эмоционального интеллекта EQ (Emotional Intelligence) . Вот три его компонента:

  • Самосознание. Понять свои собственные чувства.
  • Самоконтроль. Научиться управлять своими чувствами.
  • Эмпатия. Умение увидеть мир глазами другого человека. Способность к сопереживанию и взаимопомощи.

Эмоциональный интеллект начинается с понимания своих эмоций. Только осознав свои чувства и научившись управлять ими, мы можем научиться понимать чувства других людей и, что еще важнее, понимать причины, которые их вызвали. Люди с высоким значением коэффициента эмоционального интеллекта хорошо владеют своими чувствами, сохраняют самообладание в любой обстановке. Они менее подвержены стрессу. У них хорошо развито чувство юмора по отношению к себе и к ситуации. Владеть чувствами совсем не означает подавлять их, наоборот люди с высоким эмоциональным интеллектом честны и открыты. Развитый EQ позволяет им адекватно оценивать и контролировать ситуацию, быстро адаптироваться к изменениям. Без развитого эмоционального интеллекта невозможно понять других людей и, следовательно, понять, как их можно мотивировать на достижение успеха в общем деле.


Серьезное изучение EQ началось в 70- х годах прошлого века. Психологи пытались определить, что делает людей профессионально успешными. Они изучали работу различных организаций и их служащих, тестировал их навыки межличностного общения — то, как они относились к другим, учитывал их IQ и технические навыки. В исследованиях обнаружилось, что умение контактировать с людьми не менее важно для личного успеха и успеха организации, чем профессиональная компетентность. Если у вас недостаточный EQ , не отчаивайтесь. В отличие от IQ, который формируется в ранней молодости, а затем практически не меняется, EQ можно повышать на протяжении всей жизни.

Что же позволяет человеку эффективно управлять своей собственной жизнью? Выдающийся психолог Виктор Франкл ввел в оборот термин «проактивное поведение» в противоположность «реактивному поведению». Реактивное поведение — это когда выбор определяется внешними обстоятельствами, окружающими условиями и стимуляцией. Например, собака Павлова: раздражитель — реакция. Реактивные люди движимы чувствами, событиями, условиями и своим окружением. Проактивное поведение означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств. Человек сам определяет свою программу. Во времена СССР про таких людей писали в производственных характеристиках, что они «занимают активную жизненную позицию».

Проактивный человек принимает ответственность за себя и свою жизнь, а не ищет причины для обоснования происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах. Он подчиняет свою импульсивную реакцию своим тщательно продуманным, отобранным и принятым ценностям, проявляет инициативу, поскольку сознает свою ответственность за то, чтобы события вокруг развивались определенным образом, берет на себя риск ошибиться. Проактивный подход к ошибке заключается в ее быстром признании, исправлении и извлечении необходимого урока. Однако если ошибку не признать, не исправить и не извлечь из нее урока, то она станет ошибкой уже второго порядка.


В этом случае человек обычно встает на путь самообмана и самооправдания, логически обосновывая случившееся для самого себя и для других. Это укрывательство — вторая ошибка, которая, усиливая первую, придает ей непропорционально большой вес и наносит огромный ущерб личности.

Человек отличается от животных тем, что обладает только ему присущими качествами: самосознание, воображение, совесть и воля.

Самосознание означает осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание оказывает влияние не только на наши установки и поведение, но также и на то, как мы видим других людей.

Воображение — это построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создание программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Все, что мы производим, создается дважды. Существует мысленное — или первое — творение и физическое — или второе творение.

Совесть — это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, это одно из выражений нравственного самосознания личности, глубокое внутреннее осознание того, что правильно, а что нет, принципы поведения и ощущение того, насколько наши мысли и поступки им соответствуют. Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживании (например, "угрызений совести"). Именно совесть дает нам критерий самооценки целей и путей их достижения.

Воля — свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.Эффективным людям совсем не обязательно нравится делать то, что они делают, но воля позволяет им подчинять свои чувства силе своей цели.

Именно эти четыре качества дают человеку возможность самому определять программу своей жизни и настойчиво добиваться поставленных целей.


Содержание раздела